5В060800 - ЭКОЛОГИЯ

Перечень квалификаций и должностей

Выпускнику бакалавриата по специальности 5В060800 – Экология присуждается академическая степень бакалавра экологии.

Квалификации и должности определяются в соответствии с “Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих”, утвержденным приказом министра труда и социальной защиты от 22.11.2002 г. № 273-П.

Бакалавр экологии может занимать следующие должности: эколог-биолог, эколог-географ, эколог-почвовед, эколог-физик, эколог-химик, эколог-эксперт, эколог-исследователь, преподаватель биологии, географии и экологии в средних и общеобразовательных профессиональных учебных заведениях. Выпускник с высшим базовым образованием может работать в следующих должностях: эколог по отраслям производства, преподаватель средних и профессиональных учебных заведений, инспектор по охране окружающей среды, экологинженер, эколог-лаборант в научно-исследовательских, начальных и средних профессиональных учебных заведениях, менеджер и др.

Квалификационная характеристика бакалавра специальности 5В060800 – Экология

Сфера профессиональной деятельности

Сферой профессиональной деятельности бакалавра по специальности 5В060800 – Экология является производственная, управленческая, научно–исследовательская и образовательная сфера, экологическая служба мониторинга, контроль качества природной среды и здоровья человека.

Объекты профессиональной деятельности

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: территориальные управления охраны окружающей среды, национальные парки, заповедники, заказники, биосферные резерваты, промышленные предприятия, агропромышленные комплексы, полигоны, объекты энергетики, АЭС, организации образования, научно-исследовательские институты и центры.

Предметы профессиональной деятельности

Предметами профессиональной деятельности являются: природные и Урбанизированные экосистемы и их компоненты; биосфера и её компоненты; экологический мониторинг и маркетинг; анализ, инспекция и контроль состояния окружающей среды; составление прогностических моделей; управленческие и консалтинговые функции в сфере охраны окружающей среды; экологическое образование и воспитание; соблюдение экологических требований в технологических процессах и при проектировании новых предприятий, населенных пунктов, планирование и осуществление природоохранных мероприятий в различных сферах экономики, проведение ОВОС и экологического аудита.

Виды профессиональной деятельности

Бакалавры по специальности 5В060800 – Экология могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

  • организационно-управленческая;
  • производственно-технологическая;
  • сервисно-эксплуатационная;
  • экспериментально-исследовательская;
  • образовательная (педагогическая);
  • проектная.

Функции профессиональной деятельности

Выпускник по специальности 5В060800 – Экология должен быть подготовлен к выполнению следующих функциональных обязанностей:

  • принимать участие в разработке государственных программ по развитию отраслей экономики в разделах охраны окружающей среды;
  • принимать участие в проведении экологической экспертизы и экоаудита;
  • осуществлять сбор материала и проведение лабораторных исследований уровня загрязнения окружающей природной среды;
  • принимать участие в составлении экологического паспорта предприятий;
  • оказывать консультативные услуги населению по экологическим вопросам;
  • участвовать в проведении экологического мониторинга;
  • принимать участие в проведении научно-исследовательских работ в области экологии;
  • организовывать воспитательную работу среди населения по охране окружающей среды;
  • принимать участие в работе по экологической экспертизе проектной, предпроектной документации в части ее соответствия международным стандартам;
  • содействовать выполнению обязательств РК по требованиям международных конвенций в области охраны окружающей среды и др.;
  • содействовать внедрению результатов научно-исследовательских работ в производство;
  • привлечение работодателей, нахождение партнеров для выполнения научных исследований.

Типовые задачи профессиональной деятельности

Типовыми задачами профессиональной деятельности являются участие:

  • в разработке государственных программ по развитию отраслей народного хозяйства;
  • в проведении научно-исследовательских работ в области экологии;
  • в проведении экологического мониторинга и индикации состояния окружающей среды;
  • в работе по оценке и прогнозированию изменений состояния экологических систем разного уровня;
  • в повышении эффективности экологического образования и воспитания;
  • в осуществлении управленческих функций в области охраны окружающей среды на различных уровнях;
  • в проведении экологической экспертизы;
  • в составлении экологического паспорта;
  • в оказании консультативных услуг по экологическим вопросам.

Направления профессиональной деятельности

Деятельность направлена на планирование, организацию и управление службами контроля объектов, представляющих потенциальную угрозу состоянию окружающей среды; сбор и анализ материалов для экологической оценки объектов природной среды; разработку практических рекомендаций нормирования качества природной среды с целью предотвращения деградации экосистем, опустынивания и сохранения биологического разнообразия; проведение научно-исследовательских работ; внедрение новых экологических методов и технологий по рациональному природопользованию; организацию учебного процесса в средних и профессиональных учебных заведениях; экологическое воспитание и просвещение различных групп населения.

Содержание профессиональной деятельности

Содержание профессиональной деятельности включает:

  • экологическая деятельность - составление экологического кадастра, изучение биологического разнообразия, анализ качества природной среды;
  • научно-исследовательская деятельность – участие в организации и проведении полевых и экспериментальных работ, разработке новых экологических методов и технологий по восстановлению нарушенных экосистем и рациональному природопользованию;
  • сервисно-эксплуатационная деятельность – разработка практических рекомендаций по нормированию качества природной среды с целью сохранения устойчивого состояния экосистем, разработка рекомендаций по внедрению экологически безопасных технологий различных производств с целью снижения отрицательного антропогенного воздействия на окружающую среду и сохранения биологического разнообразия;
  • консультационная деятельность – осуществляет консультирование по правилам подготовки проектно-сметной документации и технико-экономического обоснования экопроектов, по проведению аудита, экспертизы и ОВОС;
  • проектная деятельность – участие в реализации экопроектов, разработка планируемой деятельности;
  • природоохранная деятельность - участие в разработке практических рекомендаций нормирования качества природной среды с целью предотвращения негативных последствий хозяйственной деятельности, внедрение новых экологических методов и технологий по рациональному природопользованию;
  • образовательная и воспитательная деятельность - организация и проведение учебного процесса в средних и профессиональных учебных заведениях по экологическому образованию, воспитанию и просвещению, пропаганда экологических знаний среди различных групп населения;
  • экспертная деятельность - участие в работе по поддержанию в рабочем состоянии системы экологического управления на предприятии, по подготовке экологической отчетности; сбор и анализ материалов для экологической экспертизы и паспортизации природных и промышленных объектов;
  • управленческая - участие в планировании и организации службы контроля объектов природоохранной деятельности; участие в создании научно-методологической и организационно-технологической базы управления совместно с другими специалистами, анализ эффективности управленческих решений;
  • построение и поддержание в рабочем состоянии системы экологического управления на предприятии, подготовка экологической отчетности.

Требования к ключевым компетенциям бакалавра по специальности 5В060800 - Экология

Бакалавр экологии должен иметь представление:

  • о региональных и глобальных экологических проблемах;
  • об основных требованиях международного и республиканского законодательства в области охраны окружающей среды;
  • об экологической емкости природных систем и пределах их устойчивости;
  • о деятельности республиканских и международных организаций в области охраны окружающей среды;
  • о возможных путях восстановления нарушенных территорий;
  • о тенденциях развития в сфере современного бизнеса и его значении для экологии региона, области;
  • об экологических проблемах в сфере управления экономикой и производством;
  • о техногенном воздействии на природную среду и методах оценки экологического риска;
  • о принципах организации экологической экспертизы территорий, производств и технологических проектов;
  • о принципах формирования, динамики и развития природно-антропогенных геосистем разного ранга;
  • о методических и эколого-экономических основах оценки воздействия на окружающую среду;
  • о динамике численности населения и его размещении в отдельных регионах, о глобальных и региональных закономерностях урбанизации и формирования трудовых ресурсов;
  • о значимости экологических знаний для каждого гражданина государства;

понимать:

  • основные принципы функционирования и эволюции экологических систем, роль и значение социально-экономических факторов и компонентов биосферы;
  • основные закономерности функционирования экосистем и биосферы в целом;
  • основы типологии и классификации природно-антропогенных ландшафтов;
  • основные задачи и принципы обеспечения экологической безопасности;
  • основные локальные, региональные, глобальные экологические проблемы и рациональные меры по устранению нарушений структуры и функций экосистем;
  • назначение и классификацию экологического мониторинга и его отдельных подразделений, методы наблюдений;
  • основы национального и международного законодательства по контролю качества ОС, социального регулирования, антимонопольного контроля ценообразования в области использования и охраны природных ресурсов;
  • методы предупреждения и ликвидации загрязнителей, реабилитации окружающей среды и утилизации опасных отходов;
  • основы современных информационных технологий;
  • способы сбора, хранения и обработки экологической информации;
  • основные принципы экологического прогнозирования;

уметь:

  • анализировать динамику экологических процессов, связанных с антро- о возможных путях восстановления нарушенных территорий;
  • о тенденциях развития в сфере современного бизнеса и его значении для экологии региона, области;
  • об экологических проблемах в сфере управления экономикой и производством;
  • о техногенном воздействии на природную среду и методах оценки экологического риска;
  • о принципах организации экологической экспертизы территорий, производств и технологических проектов;
  • о принципах формирования, динамики и развития природно-антропогенных геосистем разного ранга;
  • о методических и эколого-экономических основах оценки воздействия на окружающую среду;
  • о динамике численности населения и его размещении в отдельных регионах, о глобальных и региональных закономерностях урбанизации и формирования трудовых ресурсов;
  • о значимости экологических знаний для каждого гражданина государства;

понимать:

  • основные принципы функционирования и эволюции экологических систем, роль и значение социально-экономических факторов и компонентов биосферы;

знать:

  • основные закономерности функционирования экосистем и биосферы в целом;
  • основы типологии и классификации природно-антропогенных ландшафтов;
  • основные задачи и принципы обеспечения экологической безопасности;
  • основные локальные, региональные, глобальные экологические проблемы и рациональные меры по устранению нарушений структуры и функций экосистем;
  • назначение и классификацию экологического мониторинга и его отдельных подразделений, методы наблюдений;
  • основы национального и международного законодательства по контролю качества ОС, социального регулирования, антимонопольного контроля ценообразования в области использования и охраны природных ресурсов;
  • методы предупреждения и ликвидации загрязнителей, реабилитации окружающей среды и утилизации опасных отходов;
  • основы современных информационных технологий;
  • способы сбора, хранения и обработки экологической информации;
  • основные принципы экологического прогнозирования;

уметь:

  • анализировать динамику экологических процессов, связанных с антропогенной деятельности.

ПОДАТЬ ДОКУМЕНТЫ

ОНЛАЙН

Теперь у Вас есть возможность отправить документы не выходя из дома

Отправить документы